Фото: Русская крепость в Анапе

​Анапские школы будут жить по новому... закону

Logo_anapa
всего 186, сегодня 3

Нина Филофеева: «Образовательный процесс сегодня рассчитан не на пассивного слушателя»

С 1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании». Этот важнейший документ, касающийся, без преувеличения, каждого жителя нашей страны, призван разрешить огромное количество противоречий, накопившихся в отрасли за последние 20 лет. Итак, какие принципиальные изменения несет в себе новый закон? Чем он порадовал сторонников и не устроил противников и почему вызвал такие бурные дебаты в обществе?

Об этом — наша беседа с исполняющей обязанности начальника управления образования города-курорта Ниной Филофеевой.

- Нина Николаевна, вот уже больше месяца образовательные учреждения (или, как мы их теперь должны именовать — «организации») живут по новому закону. Наши учителя и школяры почувствовали разницу?

- Вообще-то разницу школы и гимназии Анапы почувствовали еще в прошлом учебном году, который прошел под знаком введения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов)...

- Да-да, ФГОСы! Отчего-то при их упоминании учителя как один начинают тяжело вздыхать. Далеко ходить не надо: у самой в семье есть педагоги...

- Понимаете, такова человеческая природа. Любая инновация рождает в нас внутреннее сопротивление. Априори. Представляете, у человека все отлажено, систематизировано, а тут ему опять предлагают что-то там изучать и перестраивать! А сейчас по-новому выстраивается сам образовательный процесс, который рассчитан не на пассивного слушателя, а на включение ребенка в механизм обучения.

Приведу пример. На одном из селекторных совещаний специалисты, побывавшие в английской школе, рассказывали нам, как это происходит там. К примеру, изучают они викингов. Учитель пишет на доске пункты: история викингов, одежда, жилье и быт, общественные отношения, оружие викингов и т.д. И предлагает: «Выбирайте!» Каждый ребенок выбирает то, что ему ближе. Затем за отведенное время находит нужную информацию — с помощью компьютера, книг и других элементов развивающей среды... После начинается обсуждение, и... руки тянут все, потому что пока ученик искал свой материал про оружие, он прочитал и «чужие темы».

То есть, меняется сам подход. Если раньше носителем информации был только учитель, а класс сидел и внимал (при этом один слушал, другой мечтал, третий спал), то сейчас носителей информации множество: интернет, видео, телевидение и т. д. И ФГОСы нацелены как раз на то, чтобы ребенок не просто усваивал знания, а учился самостоятельно добывать их и применять в жизни...

- А в техническом плане анапские школы соответствуют высоким требованиям новых стандартов?

- Вполне. Практически все городские, и сельские школы оснащены современным оборудованием, которое позволяет школьникам вести исследовательскую и проектную деятельность. Мы получили электронные микроскопы, цифровые лаборатории, лего и другие конструкторы по робототехнике и трудовому обучению. Ноутбук и интерактивная доска для сегодняшнего учителя — такие же привычные инструменты, какими когда-то были указка и мел.

Разумеется, чтобы соответствовать велению времени, педагогам приходится проходить соответствующую переподготовку. В начальной школе у нас все учителя 100-процентно прошли повышение квалификации по ФГОСам. Сейчас мы переходим на новые стандарты в 5 классах.

- Насколько я знаю, новый закон устанавливает нижний порог зарплат для учителей, который не может быть ниже средней зарплаты по экономике региона. Ну и как, потяжелели кошельки у анапских учителей с начала учебного года?

- Более того, «потяжелели» еще в прошлом учебном году. Губернатор Кубани А.Н.Ткачев поставил задачу поднять заработную плату педагогам выше среднекраевой по экономике (у нас она составляет 18 634 рубля). Так вот, были проведены мониторинги заработной платы по первому полугодию. В результате в рейтинге среди 44 муниципалитетов края Анапа шестая по заработной плате педагогических работников детских садов (в среднем 19 862 рубля). И по заработной плате учителей общеобразовательных школ мы среди всех муниципалитетов десятые. Средняя зарплата у нас 23 549 рублей.

Ну а с 1 сентября поставлена задача довести среднюю зарплату учителей до 27 000 рублей. И мы ее уже решили! У нас средняя зарплата педагогов 27 400 рублей. То есть, по сравнению с первым полугодием прошлого года мы увеличили заработную плату на 4 тысячи.

- Интересно, за счет чего произошло увеличение?

- Здесь много аспектов. Кстати, относительно одного из них я выступала недавно перед депутатами Совета. По старому закону об образовании, учителя получали компенсацию на книгоиздательскую и печатную продукцию. В новом законе ее нет: считается, что теперь у учителей достаточная заработная плата, чтобы они могли купить себе пособия. Тем не менее, поскольку эта компенсационная доплата выделялась из местного бюджета, наши депутаты единогласно приняли решение сохранить ее и направить на увеличение окладов...

- Вчера служба занятости прислала нам информацию об имеющихся вакансиях. Так вот там зарплата: воспитатель детского сада — 6800, учитель музыки — 5200, учитель иностранного языка — 12000 рублей. В общем, куда как ниже средней по экономике.

- Понимаете, это базовая ставка. Уже плюсом к ней идут: надбавки за сложность, за интенсивность, квалификацию, за владение современными технологиями и интерактивными методиками, за классное руководство, проверку тетрадей. То есть это тот минимум, от которого идет отсчет. И который учитель получит, если вообще никаких наработок не имеет.

- То есть, если он только-только пришел после института, он получит эти 5200? В таком случае бедный молодой учитель!

- У нас молодежь получает доплату. В каждой школе существует директорская доплата молодым специалистам из стимулирующего фонда. Кроме того, у нас есть губернаторская доплата — 3 тысячи рублей и 1 тысяча — доплата за классное руководство. Так что со всеми доплатами те же воспитатели при ставке 8 тысяч получают и 19, и 25 рублей.

- Первый аргумент, который выдвигают противники нового закона: они говорят, что он узаканивает платное образование...

- Абсолютно неверное мнение! Как и прежде, в учебном плане остается основная, базовая часть, которая дается за счет бюджетных средств, поступающих на каждого ребенка по подушевому финансированию. А вот все, что выходит за рамки стандарта, школа организует на платной основе.

Например, родители хотят, чтобы помимо базовых предметов учебного плана дети углубленно изучали, скажем, французский язык или дополнительно готовились к ЕГЭ... По новому закону об образовании, школа может предоставить им такую образовательную услугу. Раньше это было только в гимназиях. К примеру, в гимназии «Аврора», имеющей языковой профиль, шло углубленное изучение языков и других гуманитарных предметов. Теперь же в общеобразовательной школе класс сам определяет профиль: эколого-биологический, медицинский, культурологический, технический и т.д. Анапские школы уже начинают это внедрять. В некоторых уже есть первый интересный опыт. Методика прошла все необходимые согласования. И родители платят за эту дополнительную услугу в месяц столько, сколько бы они отдавали репетитору за одно занятие.

- Как решаются у нас вопросы, связанные с обучением детей-инвалидов, в частности, с дистанционным образованием?

- В Анапе на сегодня три центра дистанционного образования: в 6-й школе (о нем ваша газета подробно писала), в 16-й и 3-й. Все оснащение, поставка компьютерного оборудования осуществляюся за счет краевых средств. На межведомственной комиссии рассматриваются кандидатуры детей, которые могут войти в проект: прежде всего, позволяет ли здоровье ребенку учиться с помощью компьютерных технологий. На основании рекомендаций врачей для каждого ученика формируется индивидуальный план. На базе наших центров дети изучают общеобразовательные предметы, а в таком же краснодарском центре могут получить дополнительное образование: музыка, оригами, составление сайтов, биология (кстати, у каждого из них есть электронный микроскоп). Компьютерное оборудование за детьми закрепляется, и в перспективе, закончив школу, они могут с его же помощью получить профессию, а в дальнейшем — работать.

Отмечу, что год от года в Анапе наблюдается стабильный приток детей-инвалидов. Мы проводили мониторинг. Дело в том, что родители с больными детьми приезжают на курорт на лечение и, оценив здешний климат и возможности лечения, многие решают остаться в Анапе. Поэтому если в других городах по одному центру дистанционного образования (разве только в Краснодаре два), то у нас — три.

- Нина Николаевна, но ведь есть дети с ограниченными возможностями здоровья, колясочники, которые не только дистанционно обучаются, но и уроки посещают?

- Совершенно верно, и мы стараемся создавать все необходимые условия для инклюзивного образования. Как раз сейчас организуем так называемую эталонную зону безбарьерной среды. Ее центром мы определили вторую городскую школу. К ней уже будут привязываться другие учреждения. Допустим, приехал ребенок в сопровождении взрослых на автовокзал. Там у нас будут специальные автобусы с подъемниками для инвалидных колясок. Дальше он может приехать, к примеру, в Гортеатр, в Центр культуры «Родина», в плавательный бассейн «Виктория». Или в школу.

Все входящие в эталонную зону учреждения будут полностью оснащены под безбарьерную среду. Кстати, директор 2-й школы Александр Владимирович Алешкин прошедшим летом уже начал работу: раздвинул входные двери, расширил пути, по которым может проходить инвалидная коляска. Дальше мы планируем установить лифт-подъемник (в следующем году на эти цели будут выделяться бюджетные средства).

И коль уж зашла речь о ремонтно-строительных работах... Большие планы у нас по детским садам. Только в этом году вводится порядка 800 дополнительных мест.

- Вот об этом, пожалуйста, поподробнее.

- Дополнительные места нам даст, в частности, строительство новых детских садов и возрождение старых, долгое время не работавших. Как вы уже знаете, на Супсехском шоссе строится детский сад на 250 мест. Мы назвали его «Волшебная страна». Сдача планируется к концу этого года. Еще 100 мест — в восстановленном детском саду №24 в Джигинке. Это было старое заброшенное здание. Мы его капитально отремонтировали, и теперь садик у нас как новенький. Сейчас начинаем такую же работу на хуторе Красный Курган, где тоже будет садик на 100 мест.

- Особую полемику вызвали статьи нового закона, отменяющие целый ряд льгот, в том числе льготу для детей-сирот при поступлении в государственные вузы. Каково Ваше мнение?

- Сложная тема, требующая анализа. По крайней мере, руководство Минобрнауки России на аналогичные вопросы отвечало, что при поступлении у многих выпускников детских домов отсутствует необходимый уровень знаний, и после первых же сессий они подлежат отчислению. Тем не менее очевидно, что этим детям необходимы дополнительные государственные гарантии доступа к высшему образованию. К примеру, возможность пройти обучение на подкурсах при вузе и и т.д.

- Нина Николаевна, говорят, степендия будет отменена. Останется только социальная — для нуждающихся студентов?

- Наоборот! Степендия даже повышается. Если вы внимательно почитаете закон, то увидите это. Там сказано, что новая схема позволяет своевременно индексировать размер степендии с учетом инфляции. Размер академической и социальной степендии определяется образовательными организациями и не может быть меньше региональных нормативов.

- В новом законе много новаций в области начального и среднего профессионального образования. Правда, что ПТУ вместе со всем начальным профобразованием уходят в историю?

- Да, это так. Теперь остается только среднее профессиональное образование, которое будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. И у нас на курорте этот процесс начался еще два года назад, когда произошло слияние ПУ-74 с Индустриально-педагогическим колледжем.

Необходимость модернизации продиктована инновационными тенденциями в экономике, потребностью в квалифицированных кадрах на производстве. Спрос на рабочие профессии сегодня такой, что по ряду специальностей в техникумах и колледжах конкурс держится 3-6 человек на место. И наше профессиональное образование должно соответствовать требованиям времени.

- Чтож, спасибо за интервью! И успехов Вам на этом пути.

Беседовала В.Сологуб


Рубрики: Новости и Газета "Анапа"


← ​Анапа спортивнаяАнапский хит-парад →
Смотрите также
Preloader
Загрузка данных...