Одни скажут, что тайны эти – выдумки неисправимых романтиков, другие, сославшись на научные изыскания, будут утверждать, что музыка способна изменить взгляд человека на жизнь и даже излечить от многих болезней. Не будем навязывать Вам, уважаемый читатель, свою точку зрения, а предоставим возможность сделать собственные выводы. 19 октября в Городском театре начинается очередной цикл концертов классической музыки…
Как всегда, мы пригласили музыкантов, которые гонятся не за славой, не за призрачным успехом, а всерьез пытаются постигнуть тайны Музыки. Все они личности уникальные. Совершим первое, очень поверхностное знакомство с нашими гостями и их программами.
Тотально слепой пианист Олег Аккуратов, участвовавший в церемонии открытия Паралимпийских игр в Сочи. «Гений, рождающийся раз в сто лет»,- написала Людмила Гурченко и посвятила ему фильм под названием «Пестрые сумерки». Фортепианную клавиатуру мальчик осваивал в армавирском интернате, куда его забросила судьба. Осваивал на ощупь… Тогда ему было всего два года. Обладая абсолютным слухом и памятью, к 17 годам Олег играл феноменально, по слуху аккомпанировал звезде мировой оперной сцены Монтсеррат Кабалье.
Каждый из семи концертов абонемента несет в себе некую интригу. В первом - виолончель, гитара, скрипка. Согласитесь, непривычный набор инструментов. Будут они в руках музыкантов выдающихся. «Молодой бог» - писала о виолончелисте Б. Андрианове немецкая газета "Берлинер Тагесшпигель". «Несомненно, он одарен «звездным геном» - а это о гитаристе Д. Илларионове ( М. Айденберц, Цюрих). « Граф Муржа родился со скрипкой в руках..» (великий скрипач Иегуди Менухин, США). Все музыканты - участники проекта «Поколение звезд». И это созвездие мы увидим – в концерте 19 октября.
Игра на фортепиано в четыре руки - явление не такое уж редкое. В филармонических городах, по крайней мере. Два пианиста с международной карьерой, Андрей и Елизавета Ярошинские, приглашены не только для того, чтобы расширить наше представление о рояле. Блистательное ведение концертов Андреем, его открытая улыбка, артистизм (вспомните, с каким юмором он точно копировал своего наставника М. Ростроповича!), неожиданные находки в области репертуара и, конечно, очень личностная трактовка музыки – всё это обещает сделать ноябрьский концерт захватывающе интересным.
В декабре в путешествие во времени (начиная с каменного века и до дня сегодняшнего) отправятся слушатели вместе с необычным коллективом "Classics-art Ensemble". Современные, старинные, этнические – всего более двадцати инструментов на сцене. «Как это возможно? Музыкантов-то всего шестеро!», - спросите вы… Пусть, друзья, до зимы это останется маленькой тайной.
Выпускника Парижской консерватории, лауреата почти 20 Международных конкурсов Никиту Зимина наша постоянная публика не только знает, но и горячо любит. Его новую программу «Виртуозный саксофон» французы переименовали в «Супервиртуозный саксофон». Для Никиты «Танец с саблями» Хачатуряна - вовсе не «крепкий орешек». Знайте, в концерте будут звучать сверхсложные, самые блестящие сочинения!
Три струны балалайки – не слишком ли мало для музыки Паганини или Сарасате? Но знаменитейшая классика и даже джаз, исполняемые на исконно русских инструментах, звучат настолько убедительно, что у слушателя возникает чувство растерянности и недоумения. Иван Кузнецов (балалайка) и Екатерина Мочалова (домра, мандолина) - молоды, и их имена пока мало известны, но за каждым тянется целая вереница побед на международных исполнительских конкурсах, поэтому на смену конкурсам приходят гастроли. А это значит, что рождаются новые звезды, а мы с вами становимся тому свидетелями. Мэтры говорят, что слушая этих музыкантов, невозможно не восхититься ими.
Илларионов – личность весьма интересная. С одной стороны, он предмет воздыханий слабой половины человечества, любитель музыкальных экспериментов и импровизаций, способный играть и джаз и джаз-рок, с другой стороны, философ, серьезный музыкант. Научился читать в три года. В школу пошел с пяти. Гитару полюбил еще до рождения (в этом он уверен!), и это несмотря на то, что гитары в доме никогда не было… Он считает, что между «дворовой» гитарой и «классической» - миллионы световых лет. Смело берется за исполнение сложнейших программ. Не боится конкуренции со звездами мировой сцены, и в «поединках» с ними блестяще показывает себя.
Совсем скоро Д. Илларионову исполнится тридцать пять. Возраст прекрасный: и молодость, и сила, и опыт. Прибавим к этому талант, успешность и, наверное, везение. Участник множества Международных конкурсов, он чаще всего выходил из них победителем. Вот самые значительные победы:
1999 г. - Дмитрий побеждает на Международном конкурсе гитаристов в г. Гданьске (Польша). Получив все специальные призы, он становится обладателем главного приза — гитары известного японского мастера Масайи Нобе. Жюри конкурса даже присвоило Дмитрию Илларионову звание "Величайшая надежда".
2000 г. - Илларионов становится лауреатом Международного Королевского конкурса "Весна гитары 2000" (Шарлеруа-Сенеф, Бельгия).
2000 г. - лауреат II-ой премии на Международном конкурсе музыкальных индивидуальностей им. А. Тансмана в Лодзи (Польша). Особую весомость этому достижению придает тот факт, что в Лодзи гитара традиционно соперничает с фортепиано, виолончелью и скрипкой, и никогда в истории конкурса гитара не поднималась на столь высокое место.
2002 г. - Дмитрий Илларионов победитель самого престижного Мирового конкурса гитаристов Guitar Foundation of America, который проходит на североамериканском континенте - в США, Канаде или Мексике. В 2002 году местом проведения были США (г. Майами). Победа в этом конкурсе – мощнейший толчок в международной карьере, она предполагает три бесценных для любого музыканта приза - запись компакт-диска на известной марке Наксос, запись видео на марке Мэл Бэй и грандиозное концертное турне по Северной Америке. Эта победа Илларионова вошла в число важнейших достижений современной российской гитарной школы.
А теперь, когда множество побед в конкурсах и фестивалях уже в кармане, Дмитрий концертирует. Дома бывает совсем редко. А если и возвращается в Москву, то студенты родной Гнесинки, где Илларионов преподает, все равно не дают возможности расслабиться. Но Дмитрия это не очень-то и огорчает: гитара для него – это и есть жизнь. Он любит концерты, любит публику. Особенно российскую. Считает ее самой теплой и понятной. В Германии всегда смущает то, что публика аплодирует очень сдержано, и невозможно (а это важно для исполнителя) ощутить ее расположение. Но, справедливости ради надо отметить, что после концертов выходят рецензии, ошеломляющие своими восторженными оценками. В Японии еще удивительнее. Дмитрий вспоминал, как однажды играл в "Осака симфони холл"- это один самых престижных залов мира, который вмещает более тысячи человек и обладает такой акустикой, что даже гитара с её камерным голосом прекрасно звучит без микрофона. Зал был забит до отказа, после каждого произведения раздавался гром аплодисментов, а затем, как по команде, в один момент воцарялась мертвая тишина. Это было поразительно.
На Черноморском побережье для родной ему публики Дмитрий Илларионов будет играть впервые. В одной команде с участниками проекта «Поколение звезд» - лауреатами конкурса им. П.И. Чайковского Борисом Андриановым (виолончель) и Графом Муржой (скрипка).
Просим не удивляться. Граф – это вовсе не титул, а имя, указанное в паспорте знаменитого скрипача по фамилии Муржа. Друзья, как и все родные, называют его Шандор, используя все возможные производные. Дать сыну имя экстраординарное - причуда отца. Тот был уверен, что его наследник обязательно станет всемирно известным скрипачом, поэтому в первую очередь позаботился о том, чтоб имя его запоминалось с первого раза.
Иегуди Менухин, один из ярчайших скрипачей 20 века, у которого в Лондоне имел честь учиться Муржа, написал о нем: "Граф Муржа — замечательный молодой скрипач, один из лучших в мире. Впервые я познакомился с ним в ноябре 1996 года на конкурсе скрипачей в Париже. Слушал его с удовлетворением. Он родился со скрипкой в руках, и все пришло к нему естественно — красивый звук, огромный размах экспрессии, которая выражена через блестящую технику…"
Всё в этом высказывании, кажется,
правда. Кроме одного: Муржа, естественно, не родился со скрипкой в руках.
Скрипку вложил ему в руки отец (между
прочим, скрипач в седьмом поколении!), когда мальчику исполнилось всего 3 года.
Их родная деревня находилась в Закарпатье в
Отец был мудр и чрезвычайно строг, лентяйничать сыну не позволял. Шандор признается, что в детстве за леность неоднократно был порот ремнем, и это, как ни странно, пошло ему на пользу. С 9 лет Шандор уже блистал: активно концертировал и чувствовал себя настоящим артистом. За свою творческую жизнь имел редкую, счастливую возможность играть на скрипках Генриха Венявского, Давида Ойстраха и даже на одной из скрипок Никколо Паганини. Конечно, интересно узнать, какое впечатление на Муржу произвела эта скрипка. Ответ был неожиданным: «Скрипка та – абсолютно универсальное оружие (даже не инструмент?! прим. автора). Симфонический оркестр (а это в среднем сто инструментов) не может перекрыть её звучание. Она царит над всем. Особое чувство – держать в руках скрипку и осознавать, что какие-то потёртости на ней, след от пиццикато сделаны рукой гения».
В арсенале Муржи - две уникальные старинные скрипки: первая была изготовлена учеником Страдивари - Лоренцо Стариони в XVIII веке, другая - итальянским мастером конца XVI века Бартоломео Обичи (BartolomeoObici, 1592г.). Есть сведения, что мастеру, когда он умер, было всего 20 лет, и в жизни своей он создал примерно двадцать инструментов. Сейчас все они — на вес золота. На концертах в Новороссийске и Анапе будет звучать одна из двух скрипок.
В заключении добавим, что к 40 годам за плечами Г. Муржи Московская консерватория, аспирантура, Королевская академия музыки в Лондоне (Муржа стал ее выпускником, получившим самый высший балл за всю историю её существования), победы на самых престижных международных состязаниях(в их числе – им. Чайковского в Москве, им. Паганини в Генуе, им. Ж. Тибо в Париже), он преподает в Московской консерватории и в Еврейской академии музыки, работает в Москонцерте, сотрудничает с виднейшими музыкантами мира и ошеломляет слушателей спонтанностью исполнения и фантастической техникой. Современные критики вторят И. Менухину: «Скрипка – это часть его самого!»
Концерты цикла«Тайны классической музыки», как всегда,будут проходить по воскресеньям, в 17-00 1 раз в месяц. На протяжении семи месяцев эти тайны будут раскрывать 17 блистательных солистов из Москвы и два краснодарских оркестра: уже знакомый анапским слушателям камерный «ПРЕМЬЕР-ОРКЕСТР» и Государственный эстрадно-симфонический оркестр под управлением В. Кузьминского.
Спешите приобретать абонемент! Уже сегодня зарезервировано почти половина зала.
Справки и заказ абонементов по тел.: 8 918 66 555 93 (МТС), 8 967 67 30 412 (Билайн)
Организатор
концертов Савватеева Людмила
Концертное агентство «ПЯТЫЙ СЕЗОН»
Рубрики: Услуги и Развлечения