Фото: Природа Анапы в HDR

​Религия в «советской» Анапе

Logo_anapa
всего 161, сегодня 0

С интересом читаю материалы под рубрикой «Мы родом из ХХ-го». Сама же хочу рассказать о том, как нелегко было православным анапчанам во времена воинствующего атеизма.

Пасху и Рождество все равно чтили

Начну с 60-х годов, когда мы вместе с родителями переехали на юг из Сибири. Прожив некоторое время в Грузии, перебрались в Анапский район, и в 1964 году обосновались в Варваровке.

Помню весну этого года... Хозяева приводили в порядок обустроенные на тихих анапских улочках цветники и клумбы, белили дома и красили изгороди. Как водится, ремонт старались завершить к Пасхе: на Кубани и в советские годы люди в большинстве своем хранили уважение к православным традициям предков.

Тихо, в кругу семьи и друзей, анапчане отмечали главные христианские праздники: Пасху и Рождество Христово. На Радоницу (или, как говорят местные жители, на Провода) практически все население собиралось на старом кладбище, расположенном на Высоком берегу, почтить память родных и близких.

В 1964 году православных местных жителей постигла духовная утрата: был закрыт единственный в то время на весь город и район храм Святого Онуфрия Великого, располагавшийся недалеко от набережной. По решению городских властей здание церкви было передано под Дом пионеров.

Хорошая знакомая нашей семьи Кобец Лидия Григорьевна – удивительная женщина, активистка приходского совета СвятоОнуфриевского храма, прожившая 104 года, рассказывала, что православная общественность Анапы начала сбор средств, на которые вскоре был приобретен обычный жилой дом, расположенный на улице Гребенской, 82. Это скромное здание перестроили и освятили как храм Святого Онуфрия Великого. Так с 1964 года начал свою историю этот дом Божий, которому в нынешнем году исполнилось полвека.

Когда Свято-Онуфриевский храм закрыли, прихожане разобрали по домам находившиеся в церкви иконы. Эти образа потом люди вернули в церковь, открывшуюся на улице Гребенской.

Специализированных лавок, в которых можно приобрести иконы и церковную утварь, в те годы, понятное дело, не было, поэтому в храм приносили и образа святых, нарисованные самими прихожанами. Эти выполненные в ярком кубанском стиле рисунки не всегда соответствовали канонам православной иконописи, но они создавались с любовью и благоговением, а потому будто излучали сердечное тепло. Самописные изображения освящали и украшали ими стены дома Божия.

Итак, Рождество Христово в 1965 году прихожане встречали уже в храме, открывшемся на улице Гребенской. Эта маленькая церковь в то богоборческое время была единственным светильником веры не только для православных горожан, но и для жителей всех окрестных сел и станиц.

На крестины – в соседний район

Свято-Онуфриевский приход в середине 60-х был немногочисленным. В церковь ходили в основном пожилые женщины. Мужчин было очень мало. Посещение церкви в то время, мягко говоря, не приветствовалось представителями тогдашней власти.

Помню, что когда мы с мамой приходили в храм, в нем кроме священника и молящихся старушек постоянно находились 1–2 соглядатая, которые следили и записывали, сколько людей работоспособного возраста присутствовали на богослужении. Потом о фактах посещения церкви сообщали на предприятия и в организации, в которых трудились православные.

Кроме того, на всенощных богослужениях, совершаемых в ночь перед главными христианскими праздниками – Рождеством Христовым и Пасхой – в храме обязательно дежурили учителя, чтобы не пускать в церковь школьников и представителей рабочей молодежи.

Однако как бы ни старались тогдашние идеологи оградить людей от православия, вера продолжала жить в народе. Анапчане вне зависимости от социального положения и партийной принадлежности старались обязательно окрестить детей. Многие, избегая возможной огласки, отправлялись на крестины в храмы соседних районов: в Новороссийск или в станицу Варениковскую.

Особо хотелось бы рассказать о духовных пастырях, стараниями которых сохранялась и продолжала утверждаться в нашем городе вера православная. К сожалению, я не застала периода служения в Анапе Николая Мельникова – протоиерея, поэта, философа. Зато я хорошо помню возглавившего Свято-Онуфриевский храм, открывшийся на ул. Гребенской, отца Валентина Строкова. Это был настоящий подвижник, бесконечно добрый и чуткий к нуждам прихожан священнослужитель! Протоиерей Валентин Строков произносил с церковного амвона пламенные проповеди, которые, действительно, глубоко трогали сердца прихожан.

В духовной помощи и добром жизненном совете батюшка не отказывал никому. К нему обращались иногда даже партийные и комсомольские работники, которые невзирая на мощный идеологический прессинг шли за словом Истины в храм.

Однажды мне довелось быть невольной свидетельницей следующей сцены. Отец Валентин принимал исповедь. Внезапно прервавшись, он во всеуслышание заявил: «Сестры! Не нужно каяться в том, что работая в колхозе, вы украли горсть зерна или гроздь винограда. Вы не крали! Вы брали свое, то что по праву принадлежит вам!». Эти слова батюшки, конечно же, слышали не только прихожане, но и дежурившие в храме соглядатаи органов власти. Чтобы в те годы заявлять такое во весь голос, необходимы были не просто смелость, но и гражданское мужество, которым фронтовик отец Валентин, безусловно, обладал.

Настоятелем Свято-Онуфриевского прихода отец Валентин Строков был до 1990 года, затем на пастырское служение в Анапе заступил нынешний благочинный Анапского округа протоиерей Виктор Полянкин.

И вознесся к небу купол

В тот период в стране начались демократические реформы. Протестные настроения охватили и наш курортный город. Недовольство политикой тогдашних властей вылилось в массовый митинг протеста, который состоялся на городском стадионе «Спартак».

Активисты Свято-Онуфриевского прихода тоже решили принять в этом митинге участие и потребовать у властей вернуть приходу прежнее помещение храма, пустовавшее после того, как Дом пионеров был закрыт.

Мы подготовили плакаты с ликами Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и большой транспарант, начертав на нем призыв: «Верните наш храм!».

Получив благословение отца Валентина, инициативная группа отправилась от храма к месту проведения митинга. Нашу колонну, состоящую из 10–15 человек, увидели стражи порядка, проезжавшие по долгу службы мимо храма. Милиционеры приостановились и стали следовать за группой. Когда мы подошли к улице Крымской, колонну встретила еще одна милицейская машина с сиреной и мигалкой и сопровождала православных до стадиона.

Прихожан беспрепятственно пропустили на стадион, многие аплодировали, а некоторые присоединились к православным, поддерживая их требование вернуть храм. Конечно же, представители городских властей заметили нас, и кто-то из «отцов города» сказал, что за ключами от бывшего Дома пионеров мы можем прийти на следующий день.

Так историческое здание главного городского храма было возвращено анапской православной общине. Вскоре начались работы по реконструкции храма, которые проводились при активном участии отца Виктора Полянкина. Восстанавливать дом Божий приходилось в условиях тотального дефицита, поскольку в годы экономической неразберихи приобрести элементарные стройматериалы было крайне трудно. Однако благое дело постепенно продвигалось. Прежнее бесформенное здание обретало облик православного храма. Над ним вознесся к небу купол, возводилась колокольня…

В Свято-Онуфриевском храме начались регулярные богослужения, которые проводил протоиерей Виктор Полянкин. Прежний дом Божий, расположенный на улице Гребенской, около года пустовал, а в июле 1992 года его освятили во имя святого преподобного Серафима Саровского, и церковные службы в нем возобновились. Проводил их отец Валентин Строков. После него в храме некоторое время служили отец Владимир Сазонов и отец Григорий Краснюк.

Приходская жизнь заметно активизировалась, когда на служение в Свято-Серафимовском храме заступил иерей Владимир Святов, духовником которого являлся известный российский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Отец Владимир, в частности, организовал доставку в Анапу православной литературы и всемерно поощрял миссионерство.

В ДК «Молодежный» был открыт православный лекторий, который мы вместе с известной анапской журналисткой Светланой Гундаренко вели примерно в течение полугода. Постепенно прихожан в Свято-Серафимовском храме становилось все больше. В 1996 году при храме была организована первая детская воскресная школа.

Дело, начатое иереем Владимиром Святовым, продолжил сменивший его в 1997 году настоятель протоиерей Александр Карпенко, поныне возглавляющий Свято-Серафимовский приход. По инициативе отца Александра и прихожан и при поддержке городского казачьего общества в 1998 году на улице Крымской, 134, была открыта анапская православная библиотека имени святых братьев-просветителей Кирилла и Мефодия.

В настоящее время в городе действует уже четыре православных храма, пять часовен, строятся дома Божьи и в сельских округах. Крепнет в народе вера Христова, которую анапчане сохранили даже в богоборческие времена.

Л.Яцухно, анапчанка.


Рубрики: Об Анапе и Газета "Анапа"


← ​Зарплата через суд​Пришла зима «сакура» зацвела →
Смотрите также
Preloader
Загрузка данных...