Фото: Оригинальный дом в Анапе

От «Киношока» до «Оскара»

Logo_anapa
всего 79, сегодня 1

Во вторник завершил свою работу XXIII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», который заставил о многом задуматься. И не только о кино.

Кино «едет по швам»?

О том, что анапский фестиваль перестал отвечать своей задаче — шокировать смелым, нестандартным, провокационным кино — сказано немало. Это случилось сразу после того, как один из его вдохновителей и креативщиков Сергей Новожилов перебежал в стан дальневосточной «Амурской осени».

Впрочем, кино — материал пластичный. Хуже другое. В последние несколько лет фестиваль утратил и свою главную идею — объединять кинематографистов на всем постсоветском пространстве. Увы, «Киношок», как маленькое зеркало нашей геополитической действительности, отражает полный крах ленинской национальной политики. Уже не первый год кинематографическое содружество, что называется, едет по швам.

Сначала страны Балтии потребовали разделить себя в названии фестиваля на Латвию, Литву и Эстонию, затем Грузия после небезызвестного конфликта отказалась прислать свою делегацию. А в нынешнем году, как и следовало ожидать, не приехали украинские режиссеры (хотя пару фильмов на фестиваль все-таки прислали). Так что заявление известной российской актрисы украинского происхождения Ларисы Кадочниковой, которая со сцены Летней эстрады заявила, что «два славянских народа не разделить», зал воспринял без воодушевления.

Удастся ли генеральному директору фестиваля Ирине Шевчук, оставшейся в этом году без своей сильной «киношоковской половины» (Виктора Мережко), сохранить фестиваль, вопрос сложный. И денежный. На церемонии закрытия Ирина Борисовна бодро заявила: Нас ведь в этом году пытались перевести в Геленджик. Потом в Крым. А мы не сдались. Мы остались в Анапе!

Респект от Бориса Щербакова

Выслушав немало нареканий на скучную и невнятную церемонию открытия, организаторы обещали, что закрытие будет более интересным. Впрочем, если церемония и получилась более интересной, то всего на одного всемирно известного баритона (публика осталась в восторге от фантастического голоса гостя из Германии Константина Кобылянского) и на одного народного артиста Бориса Щербакова. Объявляя фильм, получивший приз зрительских симпатий, Борис Васильевич внес в мероприятие наибольшее оживление:

- Дорогие мои, почему-то очень скучно! Давайте я хоть анекдот расскажу!

И рассказал. Два анекдота и забавную историю, которая приключилась во время традиционной поездки кинематографистов в Гостагаевскую. Какая-то станичница, завидев актера Щербакова, тут же захотела сфотографироваться с ним на телефон. Рядом оказалась председатель Большого жюри, известный фотограф, фотохудожник Екатерина Рождественская. Ей пожилая женщина и вручила телефон, мол, щелкните нас со Щербаковым. С недоумением покрутив телефон в руках, Екатерина нажала на кнопочку. Увидев это, станичница разочарованно протянула: «Та-а! Вы не умеете фотографировать!».

- Знаете, почему я так одет? перешел к более серьезным темам Борис Щербаков (в отличие от основной массы кинематографистов, облаченных в свитера и джинсы, Щербаков был в смокинге с бабочкой. Авт.).

- Потому что я уважаю зрителя, я уважаю фестиваль, я уважаю город, в котором он проходит (последние слова потонули в аплодисментах и криках «Браво!». Авт.). Вы знаете, я сейчас сидел в зале, и когда ведущие очень долго перечисляли спонсоров, думал: «Зачем? Зачем?!». Если бы я был спонсором, мне бы это совсем не нужно было, потому что я бы делал все бескорыстно, из любви к кино.

Постсоветская депрессия

Говоря о конкурсной программе, председатель Большого жюри Екатерина Рождественская призналась, что ей «иногда хотелось убить режиссеров». За их депрессивное, наполненное безысходностью кино, за «полное отсутствие юмора и улыбок».

Действительно, будто сговорившись, режиссеры бывших советских республик повествуют нам, как тяжело им живется после развала Союза. К примеру, картина армянских режиссеров Арега Азатяна и Шогих Тадевосян «Романтики», отмеченная специальным дипломом «Зрелый дебют», была названа самой безжалостной лентой фестиваля. В фильме рассказывается о «потерянном поколении» – детях, которые взрослели в годы карабахского конфликта. Или лента украинца Мирослава Слабошпицкого «Племя», получившая приз за лучшую режиссуру. Фильм повествует о глухонемом парне, который попадает в специализированный интернат для слабослышащих и пытается занять достойное место в подростковой банде глухонемых.

За лучший сценарий была отмечена лента другого украинского режиссера — Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». В истории двух братьев, которые не разговаривают друг с другом вот уже 40 лет, предстает трагичная украинская действительность.

Даже одна из самых светлых лент фестивальной программы — картина эстонца Ильмара Раага «Я не вернусь» заканчивается смертью одной из главных героинь (история о девочках-детдомовках, решивших доехать к бабушке в далекий Казахстан). Кстати, обе актрисы — Полина Пушкарук и Виктория Лобачева — разделили приз « За лучшую женскую роль». Победы в номинации «Лучший актер» удостоился Алексей Черных, сыгравший в российской картине Арсения Гончукова «Сын». Пронзительная психологическая драма о том, как сын, живущий с матерью, больной шизофренией, мечтает отвезти ее на лечение в Германию. И вот когда он уже собрал деньги, перед самым отъездом женщина умирает.

Главный приз «Золотая лоза» достался драме грузинского режиссера Георгия Овашвили «Кукурузный остров», рассказывающей о тесной связи человека и природы. По сюжету действие происходит на границе Грузии с Абхазией. Главную женскую роль исполнила актриса из Южной Осетии, главную мужскую — актер из Турции. Сама же картина создана при участии пяти стран: Грузии, Франции, Германии, Чехии и Казахстана. Кстати, в следующем году «Кукурузный остров» поедет от Грузии на «Оскар».

Думается, что церемонию вручения премии в Лос-Анджелесе создатели фильма не проигнорируют. В отличие от «Киношока». Впрочем, отсутствие номинантов на церемонии закрытия анапского кинофестиваля уже обычное дело.

Фото автора. В.Сологуб


Рубрики: Новости, Газета "Анапа" и Развлечения


← ​Отдых в Анапе 2015 …?​Теплицы под ветром не устояли →
Смотрите также
Комментарии
1 комментарий от пользователей
Аркадий Заварзин 8 октября 2014 в 10:40

Киношок в Анапе стал убогим подобием кинофестиваля. В России кино нет, остался только бизнес шикарно кормящий нынешних бездарных кинорежиссеров. Киношок стал совсем не интересен как зрителям, так и самим участникам кинофестиваля. Этому свидетельствует и наплевательское отношение участников мероприятия, а ведь плюют они на зрителя, который пришел на них поглазеть. Вот вам и РОССИЙСКОЕ КИНО ...

Preloader
Загрузка данных...